Кто решит проблему с охраной труда в геологии?

Держись, геолог, крепись, геолог...". Под таким заголовком опубликована статья в журнале

"Охрана труда и социальное страхование" №4 за 2009 год.

 

 

ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ

 

Держись, геолог, крепись, геолог...

 

Как известно, экономика нашей страны во многом зависит от экспорта нефти, газа, угля и прочих полезных ископаемых. Месторождения и залежи подземных кладовых в свое время были найдены людьми романтической профессии - геологами. Их труд состоял не только из романтики, песен у костра, радостных моментов и больших открытий, но и из будничных дел, многие из которых были опасными, трудоемкими и тяжелыми.

 

 

В  марте 1990 г. Министерство геологии СССР по согласованию с ЦК профсоюза рабочих геологоразведоч­ных работ и Госпроматомнадзором СССР утвердило Правила безопасности при геологоразведочных работах, которые были изданы солидным тиражом.

Многие годы это был базовый документ по различным вопросам безопасности и охраны труда, требования которого выполнялись на всех этапах выполнения геологоразведочных работ. Им руководствовались геологи, органы государственного надзора и другие структуры, имевшие отношение к обеспечению безопасных и здоровых условий труда геологов.

Прошло время, не стало Министерства геологии, изменились подходы к организации работы по обеспечению безопасности и охраны труда в этой отрасли. Требования, содержащиеся в Правилах безопасности при геологоразведочных работах, вступили в противоречие с реальной жизнью.

В редакцию начали поступать письма с просьбой дать разъяснения по отдельным положениям упоминавшегося документа.

О противоречиях в использовании работниками геологоразведочных партий огнестрельного оружия для защиты от диких животных шла речь в статье «Геолог... с ружьем» (журнал «Охрана труда и социальное страхование», № 10 за 2007 г.).

Анализ содержания Правил показал, что ряд содержащихся в них требований не соответствует российскому законодательству в области охраны труда. В первую очередь, не ясен правовой статус самого документа, изданного в 1990 г.

 

Здесь уместно сделать следующее разъяснение.

Постановлением Правитель­ства РФ от 23.05.00 № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охра­ны труда» предусмотрено, что в Российской Федерации дей­ствует система нормативных  правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, которая состоит из межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, строительных и санитарных норм и правил, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда.

Правила безопасности при геологоразведочных работах (учитывая, что постановлением Госгортехнадзора России от 23.11.93 № 40 они были включены в Перечень нормативных правовых документов, относящихся к сфере деятельности этого федерального органа исполнительной власти) отно­сятся к категории нормативных актов, регулирующих охрану труда.

В постановлении Правительства РФ № 399 установлено, что государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на пять лет и могут быть продлены не более чем на два срока. Решение о продлении срока действия государственных нормативных требований охраны труда либо об их досрочной отмене может быть принято не позднее чем за 9 месяцев до окончания срока их действия.

Получилось так, что в 1993 г. Госгортехнадзор России включил указанные Правила в перечень действующих нормативных актов, но после этого их никто не пересматривал и не корректировал.

Чтобы прояснить правовой статус Правил, редакция обратилась к руководству Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), которая является правопреемником Госгортехнадзора России и Госпроматомнадзора СССР.

Заместитель начальника Управления по надзору за объектами нефтегазодобычи, переработки и магистрального трубопроводного транспорта Ростехнадзора В. Костин сообщил редакции, что правопре­емником Министерства геологии СССР, которое в свое время утвердило Правила, является Министерство природных ресурсов и экологии РФ, поэтому со всеми вопросами следует обращаться в этот федеральный орган исполнительной власти.

Желая помочь читателям, которые на практике должны реализовывать требования  Правил, редакция официально обратилась к начальнику отдела взаимодействия с общественностью, СМИ и координации выс­тавочной деятельности Минприроды России Р. Гизатулину.

Ответ был оригинален. Редакции порекомендовали переадресовать вопросы читателей в Федеральное агентство по недропользованию. И это несмотря на то, что государственную политику и формирование нормативной базы в области геологии осуществляет Минприроды России.

Редакция вынуждена была проигнорировать такую отписку и обратиться к министру природных ресурсов и экологии Ю. Трутневу.

Мы просили разъяснить, каким нормативным актом должны в настоящее время руководствоваться работники геологоразведочных партий для обеспечения охраны труда и безопасности персонала; какие меры принимаются на уровне Минприроды России для ликвидации имеющегося правового вакуума в сфере безопасности и охраны труда персонала геологоразведочных партий.

Ответ и.о. директора Департамента государственной политики и регулирования в области геологии и недропользования Минприроды России Н. Милетенко был предельно краток: разработка нормативных правовых актов, предусматривающих обеспечение охраны труда и безопасности для персонала геолого­разведочных предприятий, в настоящее время в Минприроды России не осуществляется.

Более детальное изучение проблемы позволило выявить еще одну интересную деталь. ФГУ НПП «Геологоразведка» в 2003 г. подготовило, а в 2005 г. издало новые Правила безопасности при геологораз­ведочных работах.

 В этом документе сделана запись: «С введением в действие настоящих Правил на территории Российской Федерации утрачивают силу "Правила безопасности при геологоразведочных работах" 1990 г. с дополнениями и изменениями 1993 г. (ПБ-08-37-93)».

Малопонятный с юридической стороны комментарий, который дан в предисловии к новым Правилам, вызвал у экспертов большие сомнения в правомочности этого документа.

На сей раз за получением компетентных разъяснений редакции пришлось обратиться в Министерство юстиции Российской Федерации.

Заместитель директора Департамента законопроектной деятельности и регистрации ведомственных нормативных актов Минюста России С. Горбунова ответила четко и внятно. «Акты, издаваемые некоммерческими организациями, в частности, федеральными государственными учреждениями, государственной регистрации в Минюсте России не подлежат.

Учитывая изложенное, Правила безопасности при геологоразведочных работах, изданные ФГУ НПП «Геологоразведка» в 2005 г., государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации не подлежат.

В Минюсте России отсутствует информация по вопросу принятия Минприроды России нормативных актов, касающихся Правил безопасности при геологоразведочных работах.

 Это значит, что старые правила отменили, новые в установленном порядке в действие не ввели. В итоге геологи остались без нормативной базы по охране труда и безопасности.

Документ, на разработку которого ФГУ НПП «Геологоразведка» наверняка потрачены государственные средства, оказался нелегитимным и может быть использован разве что как пособие или набор рекомендаций. Однако практикам нужны не рекомендации, а четкий и соответствующий реалиям времени нормативный акт. Без этого крайне сложно организовать работу и обеспечить защиту от значительного количества рисков, с которыми приходится иметь дело персоналу геологоразведочных партий.

Закончить рассказ о похождениях к чиновникам различных федеральных структур хочется словами некогда популярной песни: «Держись, геолог, кре­пись, геолог...».

Жаль только, что должностные лица Минприроды России, которые в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.05.08 № 404 (в ред. постановлений Правительства РФ от 13.10.08 № 753, от 07.11.08 № 814) осуществляют функции по выработке государственной политики и нормативно-правово­му регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, не хотят понять трудности, имеющиеся у людей этой профессии, и надлежащим образом позабо­титься о создании здоровых и безопасных условий труда.

Д. БАЙКАЛЬСКИЙ

 

 

ОТ РЕДАКЦИИ.

Мы вынуждены публично обратиться к министру природных ресурсов Российской Федерации Ю.П. Трутневу с несколькими вопросами.

Кто и когда решит проблему разработки нормативной базы по безопасности и охране труда для работников геологоразведочных партий? Неужели, формируя государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, можно спокойно наблюдать за происходящим или надеяться на доброго «дядю», который, не зная специфики работы геологов, подготовит для них и в установленном порядке утвердит государственный нормативный акт по охране труда и безопасности?

Мы также надеемся, что имеющийся в Минприроды России отдел взаимодействия с общественностью, СМИ и координации выставочной деятельности на самом деле будет взаимодействовать со СМИ и структурами министерства, а не выполнять роль «футболиста» и отправлять вопросы, которые представляют интерес для читателей, в другие федеральные органы, которые не имеют отношения к существу затрагиваемых проблем.